Выдающийся учёный-правовед, познавший Всевышнего Творца суфийский шейх, литератор, поэт, автор произведений и кадий Абуль-Махасин Юсуф ибн Исмаил ан-Набхани родился приблизительно в 1265 году хиджры, что соответствует 1848 году по григорианскому календарю.
Как пишет сам шейх в автобиографии, он «по происхождению относился (нисба) к Бану Набхан, племени арабов-кочевников, которые издавна обосновались в деревне Иджзим, расположенной на севере Палестины — в благословенной стране. Ныне деревня относится к округу Хайфа, который входит в состав Акко в вилайете Бейрут».
Шейх с детства отличался тем, что боролся против своего эго, крепко придерживался истины, осознавал, что лучшее имущество — заработанное своим собственным трудом.
Шейх Юсуф ан-Набхани был ревностным последователем Ахль ас-Сунна ва аль-джамаа — спасённой группы мусульман: в мусульманском праве (фикх) он был представителем шафиитской богословско-правовой школы — мазхаба Ислама, в вероучении (‘акыда) — представителем школы имама Абуль-Хасана аль-Аш‘ари, а в суфизме — науке об искренности и очищении души — следовал шести тарикатам, то есть суфийским путям.
Ан-Набхани был женат на женщине по имени Сафия бинт Мухаммад-бек из Бейрута, которая родила ему одного сына и трёх дочерей.
Стремление к знаниям
Сам шейх ан-Набхани о периоде своей учёбы пишет следующее:
«Я обучался чтению Корана у своего господина — благословенного отца, праведного шейха и совершенного хафиза, хранящего Книгу Аллаха в сердце, шейха Исмаила ан-Набхани.
Сейчас ему за восемьдесят лет, он полностью сохранен, крепок телом и здоровьем и проводит большую часть своего времени в поклонении Всевышнему Аллаху. Он ежедневно читал (вирд) треть Корана, а затем он стал завершать чтение Корана три раза в неделю. Хвала Аллаху за это…
Затем отец, да хранит его Аллах и вознаградит его за меня наилучшим образом, отправил меня в Египет на учёбу. Я поступил в университет Аль-Азхар в начале 1283 года хиджры (1866 году) и оставался там до месяца раджаб 1289 года (1872 года).
За это время я получил у моих учителей-наставников — шейхов-экспертов и великих учёных, глубоко и основательно владеющих науками — то, что было предопределено Аллахом мне из религиозных и смежных наук.
Если бы любой из них проживал один (без других учёных) в каком-либо регионе, то стал бы предводителем, ведущим его население в райские сады, и его было бы достаточно для них во всех науках, в которых они нуждаются».
В Аль-Азхаре Ан-Набхани получил подлинные иджазы — инвеституры от выдающихся учёных и шейхов, часть которых он сам упомянул в своих записях. У популярного учёного-богослова и шейха аль-Амира аль-Кабира есть известный сборник инвеститур – сабат.
Шейх Ибрахим ас-Сака аш-Шафии аль-Мисри по своей цепочке духовной преемственности выдал ему разрешения на обучение всем традиционным и рационалистическим наукам, содержащимся в этом сабате, а также иджазу по суфизму.
В поисках знаний и ради их совершенствования он объездил много стран и городов, побывал в Турции, Ираке, Сирии, Иерусалиме, Хиджазе и др.
Учителя и наставники
Юсуф ан-Набхани учился у многих выдающихся учёных-богословов и получил духовное воспитание под руководством известных в то время духовных наставников. Среди его учителей были представители всех четырёх богословско-правовых школ Ислама и наставники шести суфийских ветвей.
Самым выдающимся из учителей шейха Ан-Набхани был наставник, выдающийся учёный-эксперт, шейх Ибрахим ас-Сака аш-Шафии аль-Мисри, который скончался в 1298 году хиджры (1881/1882 году), прожив около девяноста лет. Свой долгий и благословенный век он посвятил обучению студентов, поэтому большинство учёных его времени были либо его учениками напрямую, либо через посредников. Юсуф посещал его уроки в течение трёх лет.
Юсуф ан-Набхани получил духовное воспитание под руководством духовных наставников в нескольких суфийских путях: накшубандийа, шазилийа, хальватийа и других. Например, накшубандийский тарикат он взял у шейха Имдадуллаха аль-Фаруки, шазилийский — у шейха Мухаммада бин Мас‘уда аль-Фаси, а хальватийский — у шейха Хасана Ризвана ас-Саиди и других.
Он был не из тех, кто стыдился своего отношения к суфизму, напротив, он своим знанием, поведением и словом мог устыдить тех, кто не придерживался духовного пути очищения и облагораживания нрава, ибо был лучшим из тех, кто мог представить суфиев и ознакомить людей с ними, да смилуется над ним Творец.
Впоследствии, как отмечает сам Ан-Набхани, он вместе с многочисленными иджазами по явным экзотерическим наукам получил и инвеституры по шазилийскому тарикату от нескольких наставников, в том числе от упомянутого шейха Ибрахима ас-Сака аш-Шафии, и по хальватийскому тарикату от шейха Абдулькадира Абу Рабаха ад-Дуджани аль-Яфи в 1290 году хиджры (1872 год) после его прибытия с учёбы в университете Аль-Азхар.
Деятельность и назначение на пост судьи
Отучившись в университете Аль-Азхар шесть лет, в течение которых он изучал традиционные и умозрительные науки, шейх Юсуф в 1289 году хиджры (1872 году) вернулся в Палестину, где обосновался в городе Акко, занимаясь там преподаванием религиозных наук и наук, связанных с арабским языком.
Когда имя шейха Юсуфа ан-Набхани стало известно, и его слава возросла, его выбрали судьёй в провинциях Шама, в том числе в Набулусе, Латакии, Иерусалиме и других местах. На некоторое время он переехал в Астану (Стамбул), где работал редактором газеты «Аль-Джаваиб» и занимался редактурой арабских книг.
Позднее он стал председателем Верховного суда по правам человека в Бейруте. Когда он достиг преклонного возраста, то вышел на пенсию, после чего отправился в лучезарную Медину, где проживал по соседству со святыней благородного Посланника Аллаха ﷺ до начала Первой мировой войны. Затем вернулся на свою родину в Шам и посвятил себя поклонению и служению мусульманам через свои труды, которые писал до конца своей жизни.
Похвальные отзывы учёных о нём
О шейхе Ан-Набхани выдающийся учёный-хадисовед Абдульхайй аль-Каттани сказал: «[Это] Буcири своего времени, талантливый поэт, известный литератор, отличающийся искренностью».
Известный историк Абдурраззак аль-Байтар сказал о нём, возможно, самые красивые слова из всех возможных: «Этот имам, благородный, доблестный и выдающийся человек… Его ум острее меча, вынутого из ножен, его мысли глубоки, как море, приводящее в трепет. Его проза превосходит ценнейшие ожерелья и жемчужины, а его поэзия свидетельствует о полноте его восприятия и глубине чувств. Он — мастер как пера, так и меча, владеющий и острым копьём, и выразительным словом».
Творческое наследие
Шейх Ан-Набхани оставил после себя множество произведений, большинство из которых посвящены хадисам и смежным темам: жизнеописанию Пророка ﷺ и панегирикам, науке о рассказчиках хадисов, биографиям выдающихся учёных мусульманской общины (уммы), молитвам-благословениям в адрес Пророка ﷺ, а также панегирикам, посвящённым восхвалению первых и последующих учёных и шейхов.
Среди них представители всех четырёх мазхабов и выдающиеся мухаддисы. Также Ан-Набхани написал труды в опровержение секты ваххабитов, так называемых «реформаторов религии», шиитов и других. Шейх ан-Набхани был не только богословом и кадием, но и крепким щитом, защищавшим представителей Ахль ас-Сунна от нападок заблудших течений и сект.
Одним из его величайших и наиболее полезных трудов является книга «Аль-Фатх аль-Кабир», в которой он объединил «Аль-Джами‘ ас-Сагир» с его приложением «Зийада аль-Джами‘ ас-Сагир». Обе книги содержат в общей сложности 14 450 хадисов.
Также среди его трудов «Шавахид аль-Хакк фи аль-Истигаса би-Саййид аль-Халк». Труд посвящён истигасе и написан в опровержение секты ваххабитов, о ней с похвалой отозвались более десяти выдающихся учёных-богословов того времени.
Перу шейха Юсуфа Ан-Набхани также принадлежит ценный труд, который называется «Фатх аль-Куддус». Труд представляет собой сокращённый вариант общеизвестного произведения имама ан-Навави «Рийаз ас-Салихин», в котором собраны хадисы Посланника Аллаха ﷺ.
Всего перу досточтимого шейха Юсуфа ан-Набхани принадлежат около пятидесяти прекрасных произведений.
Поклонение и аскетизм
Что касается поклонения шейха Юсуфа Ан-Набхани, то, когда он пребывал в Лучезарной Медине, там были замечены его благие деяния, которые выпадают на долю лишь тех, кто удостоился особой милости Аллаха среди Его избранных и приближённых рабов. Так отзывается о нём его современник и выдающийся учёный-богослов Мухаммад Хабибуллах аш-Шанкыти.
До конца своих дней он был предан обязательным предписаниям, совершал много дополнительных молитв и постоянно возносил молитвы за Пророка ﷺ. Свет поклонения и следования сунне сиял на его лучезарном лице. Он был отрешён от мирского, и после себя не оставил даже имущества, которое мог бы завещать.
Кончина
Познавший Всевышнего и влюбленный в Его Посланника ﷺ шейх Юсуф ан-Набхани прожил 84 года. В последние дни своей жизни он был в добром здравии, но на десятый или одиннадцатый день месяца Рамадан в 1350 году хиджры (1932 году) шейх заболел воспалением лёгких. В тот же день он попросил своего внука Хайруддина снять с него обувь и вымыть ему руки. Затем он надел белую одежду, лёг и уснул, и его душа вернулась к своему Создателю, когда он спал.
Перед смертью он увидел во сне Посланника Аллаха ﷺ. Пророк ﷺ сказал ему приблизительно следующее: «Передай шейху Мустафе Наджа, что я скучаю по вам обоим!» Когда шейх Ан-Набхани передал эти слова, на глазах у шейха Мустафы выступили слёзы, и он обнял шейха Юсуфа ан-Набхани. Примечательно, что в этом же году скончался и шейх Мустафа Наджа, вслед за которым последовал и шейх Ан-Набхани, выражая свою истинную тоску.
Шейх Юсуф ан-Набхани скончался в Бейруте и похоронен на кладбище Аль-Башура, где его святыня известна и посещается людьми. Да будет Аллах доволен им!
М.П. Гаджиев,
отдел науки Муфтията РД
Ислам в Дагестане