Исламские новости

Можно ли заходить в мечеть без омовения?

Мечеть — это дом Аллаха, который предназначен для совершения богослужения. Даже нахождение в мечети безо всякого богослужения с намерением совершить и‘тикаф (пребывание в мечети с соответствующим намерением) считается поклонением.

Тот, кто отправился в мечеть для богослужения, как следует совершив дома малое омовение, за каждый свой шаг получает награду. Точно так же ему прощаются и грехи. Даже желательно отправиться в мечеть длинной дорогой, а вернуться короткой.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Пророк ﷺ сказал:

مَنْ تَطَهَّرَ في بَيْتِهِ، ثُمَّ مَضَى إلى بَيْتٍ مِنْ بُيُوتِ اللَّهِ، لِيَقْضِي فَرِيضَةً مِنْ فَرَائِضِ اللَّهِ، كَانَتْ خُطُواتُهُ، إحْدَاهَا تَحُطُّ خَطِيئَةً، وَالأُخْرَى تَرْفَعُ دَرَجَةً

«Когда кто-нибудь совершает очищение (омовение) в своём доме, а потом отправляется в один из домов Аллаха (мечеть) для совершения чего-либо из предписанного Аллахом, за сделанный им шаг с него снимается одно прегрешение, а за другой — степень его повышается». (Муслим, 666; Ибн Хиббан, 2044)

Также от ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он видел, как Посланник Аллаха ﷺ полноценно совершил омовение и сказал:

مَنْ تَوَضَّأَ مِثْلَ هَذَا الْوُضُوءِ، ثُمَّ أَتَى الْمَسْجِدَ فَرَكَعَ رَكْعَتَيْنِ، ثُمَّ جَلَسَ غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ

«Тому, кто совершит такое же омовение, какое совершил я, затем придёт в мечеть и совершит намаз в два ракаата и потом сядет, простятся все его предшествующие грехи». (Бухари, 6433)

Эти хадисы указывает на то, что желательно отправляться и заходить в мечеть в омовении. Тот, кто, совершил омовение вне дома — на рабочем месте или непосредственно в мечети — тоже получит за это вознаграждение.

А что будет, если пойти в мечеть без омовения? Как быть тому, кто зашёл в мечеть без омовения?

Исходя из всего вышеприведённого, мы можем сказать, что отправиться в мечеть и зайти в неё в состоянии омовения намного богоугоднее, нежели идти туда без омовения. Также хадисы указывают на желательность для того, кто зашёл в мечеть совершить намаз, то есть намаз приветствия мечети.

Намаз приветствия мечети (тахийятуль-масджид) является настоятельной сунной. Каждому, кто зашёл в любую мечеть, кроме мечети Аль-Харам в Мекке, желательно совершить его, если у него имеется омовение. На это указывают и другие хадисы.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِذَا دَخَلَ أَحَدُكُمُ الْمَسْجِدَ فَلَا يَجْلِسْ حَتَّى يَرْكَعَ رَكْعَتَيْنِ

«Когда кто-либо из вас заходит в мечеть, пусть не садится, пока не совершит молитву в два ракаата». (Ибн Маджах, 1012)

Совершать намаз приветствия мечети желательно всякий раз, заходя в мечеть, даже если человек вошёл ненадолго и вход повторяется многократно с небольшими промежутками времени. А как быть тому, кто вошёл в мечеть без омовения или у него нет времени для совершения намаза?

Заходить в мечеть без омовения нежелательно, а если уж зашёл, то такому человеку по возможности следует совершить омовение внутри мечети.

Если человек всё-таки зашёл в мечеть без омовения и у него нет возможности совершить омовение внутри мечети, или он по другим причинам не может совершить намаз приветствия перед тем, как сесть, даже если у него имеется омовение, такому человеку желательно четыре раза произнести следующую молитву:

سُبْحَانَ اللَّهِ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ وَاَللَّهُ أَكْبَرُ وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إلَّا بِاَللَّهِ الْعَلِيِّ الْعَظِيمِ

«Субх’ана-Ллаhи ва-ль-х’амду ли-Лляhи ва ля иляhа илля Ллаhу ва-Ллаhу Акбар, ва ля х’авля ва ля куввата илля би-Лляhи-ль-‘Алиййи-ль-‘Азим (Слава Аллаху, хвала Аллаху, нет бога, кроме Аллаха, Аллах велик и нет сил оставить плохое, греховное и обратиться к благому, и нет сил поклоняться Аллаху, придерживаться благого, кроме как от Аллаха Всевышнего, Великого)».

Авторитетный учёный шафиитского мазхаба имам Аль-Хатиб аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» пишет следующее:

«Нежелательно (караха) заходить в мечеть без омовения, если же человек вошёл, пусть скажет: “Субх’ана-Ллаhи ва-ль-х’амду ли-Лляhи ва ля иляhа илля Ллаhу ва-Ллаhу Акбар“. Поистине, эти слова по достоинству равны двум ракаатам намаза.

Также в книге автора (имама Ан-Навави) “Аль-Азкар” пишется, что крупные учёные нашего мазхаба (асхаб) сказали: “Тому, кто зашёл в мечеть и не имеет возможности совершить там намаз приветствия мечети из-за отсутствия омовения, занятости и тому подобного, желательно четыре раза произнести следующую молитву: “Субх’ана-Ллаhи ва-ль-х’амду ли-Лляhи ва ля иляhа илля Ллаhу ва-Ллаhу Акбар””. Далее он (Ан-Навави) пишет, что в этом нет ничего предосудительного. Ибн Ар-Риф‘а же добавил к этим словам: “Ва ля х’авля ва ля куввата илля би-Лляh“.

Произнести же эти четыре выражения вместо намаза приветствия мечети желательно, потому что они являются молитвой прочих созданий Аллаха кроме людей — животных и неорганических веществ.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَإِنْ مِنْ شَيْءٍ إِلا يُسَبِّحُ بِحَمْدِهِ

(смысл): “Нет в бытии ничего, что не прославляло бы Его, вознося хвалу Ему, и не свидетельствовало бы о Его единстве“. (“Сафват ат-тафасир”, сура Аль-Исра: 44)

То есть этими четырьмя славословиями, ведь они являются хорошими, добрыми словами…».

Другой авторитетный учёный шафиитского мазхаба имам Шамсуддин ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет следующее:

«Ибн Ар-Риф‘а добавил к этим словам: “Ва ля х’авля ва ля куввата илля би-Лляh“, а другие учёные добавили ещё: “Аль-‘Алиййи-ль-‘Азим“, ибо эти славословия являются нетленными благодеяниями (аль-бакият ас-салихат — остающиеся навеки праведные деяния) и молитвой животных и неорганических веществ».

Если тот, кто зашёл в мечеть без омовения, произнесёт эти молитвы четыре раза, нежелательность (караха) входа в мечеть без омовения отпадает. Но всё же зайти в мечеть лучше с омовением, и лучше совершить там полноценный намаз приветствия мечети.

Стоит отметить, что совершить намаз приветствия мечети желательно, даже если верующий зашёл туда в тот промежуток времени, который считается нежелательным (макрухом) для совершения суннат-намазов, для которых нет причин, потому что тахийят аль-масджид является намазом, у которого имеется причина.

Мухаммад Султанов

​Ислам в Дагестане 

Read More