Исламские новости

Кидание камушек в джамараты за другого

Вопрос: 
Что нужно знать паломнику про кидание камушек в Джамараты за другого паломника?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Если паломник сам кинуть не может камушки в Джамараты из-за болезни или тюремного заключения, он обязан поручить это другому человеку.

Если он не найдёт того, кто сделает это бесплатно, он должен нанять кого-нибудь даже за деньги. Он может поручить это и вступившему и не вступившему в хадж человеку.

Тот, кто поручает кидание своих камушек другому, должен быть неспособен бросить камушки самостоятельно и не иметь надежды на выздоровление до истечения срока их кидания. Такой человек может поручить бросание камушек другому, даже если он выполняет хадж за другого бесплатно или по найму. Тот, кому поручают бросить камушки за другого, должен быть совершеннолетним. Мужчина может бросить камушки за женщину и наоборот.

Ибн Хаджар в книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет, что тот, кто поручает другому бросить камушки, не может поручить ему это, пока не наступит время бросания этих камушек. То есть больной паломник не может поручить бросание камушек в любой из трёх дней ташрика до наступления времени обеденного намаза того дня.

Однако мнение Ибн Касима аль-Уббади в субкомментариях к книге «Тухфат аль-мухтадж» противоречит мнению Ибн Хаджара. Он пишет, что паломник может передать камушки другому человеку и уполномочить его бросить их до наступления времени их кидания, чтобы тот их бросил после наступления времени. В таких ситуациях предпочтительно по мере возможности оставаться на уверенной стороне разногласия, хотя в нашем примере можно опереться на мнение Ибн Касима аль-Уббади, если есть необходимость уполномочивать человека раньше наступления времени бросания камушек.

Если же у человека есть надежда, что он сможет до окончания трёх дней ташрика бросить все камушки самостоятельно, ему нельзя поручать это дело другому или нанимать его за плату. По выздоровлении ему необходимо самому пойти и кинуть камушки.

Если человек надеялся, что выздоровеет, но болезнь не прошла, и у него не остались надежды на выздоровление до окончания дней ташрика, ему надо поручить кому-нибудь кинуть за него камушки, в том числе за предыдущие дни. Он может передать ему камушки и ещё до наступления срока бросания и поручить бросить их при наступлении времени.

Если у человека не было надежды на выздоровление и он поручил другому бросить камушки за себя, но выздоровел после того как их за него бросили, то это бросание ему засчитывается, и он не должен идти заново бросать их, но желательно. Тот, кому поручили бросать камушки за другого, обязательно должен сначала кинуть камшки во все три джамрата за себя. Это касается также того, кому поручили бросить их предыдущих дней. Он тоже должен бросать сначала сегодняшние за себя, потом бросать позавчерашние, затем вчерашние и в конце сегодняшние за другого. Если ему надо было кинуть за себя, и он сделал намерение кинуть за другого, то такое бросание камушек засчитывается, как бросание за себя.

Одному человеку можно поручить бросать камушки за нескольких паломников. При этом он обязан соблюдать ту же последовательность, то есть сначала бросить камушки за себя во все три джамарата, потом вернуться и бросить их за следующего паломника во все три джамарата, и так далее.

Больной, который хочет поручить кидание камушек другому, если есть возможность, должен сам собрать себе камушки или попросить их у другого и, передавая нанимаемому, сказать: «Я поручаю тебе кинуть за меня эти камушки». Тот, кому поручили, отвечает: «я принял», «я согласен» или «хорошо».

Если паломник сам не может или ему тяжело собрать камушки, то можно и это поручить другому.

Человек, которому дали поручение, должен сначала кинуть все камушки за себя во все три джамрата, затем вернуться к первому и, начиная оттуда, кинуть камушки за другого человека. Если он на каждом джамрате кинет сначала свои камушки, затем за другого человека, то свои камушки ему засчитаются, а за другого человека не засчитается ни один.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج مع حاشية الشرواني: (ومن عجز) ولو أجير عين على الأوجه (عن الرمي) لنحو مرض ويتجه ضبطه هنا بما مر في إسقاطه للقيام في الفرض، أو جنون، أو إغماء بأن أيس من القدرة عليه وقته ولو ظنا… (استناب) وقت الرمي لا قبله وجوبا ولو بأجرة مثل وجدها فاضلة عما يعتبر في الفطرة فيما يظهر ولو محرما لكن إن رمى عن نفسه الجمرات الثلاث وإلا وقع له، وإن نوى مستنيبه، أو لغا فيما إذا رمى للأولى مثلا أربع عشرة سبعا عنه ثم سبعا عن موكله وذلك كالاستنابة في الحج نعم لا يشترط هنا عجز ينتهي لليأس؛ لأنه يغتفر في البعض ما لا يغتفر في الكل بل يكفي العجز حالا إذا لم يرج زواله قبل خروج وقت الرمي كما مر ولا يضر زوال العجز عقب رمي النائب على خلاف ظنه (فرع) لو أنابه جماعة في الرمي عنهم جاز كما هو ظاهر لكن هل يلزمه الترتيب بينهم بأن لا يرمي عن الثاني مثلا إلا بعد استكمال رمي الأول، أو لا يلزمه ذلك فله أن يرمي إلى الأولى عن الكل ثم الوسطى كذلك ثم الأخيرة كذلك كل محتمل والأول أقرب قياسا على ما لو استنيب عن آخر وعليه رمي لا يجوز له أن يرمي عن مستنيبه إلا بعد كمال رميه عن نفسه كما تقرر، فإن قلت ما عليه لازم له فوجب الترتيب فيه بخلاف ما على الأول في مسألتنا قلت قصد الرمي له صيره كأنه ملزوم به فلزمه الترتيب رعاية لذلك…(قوله: ولو محرما إلخ) وإذا استناب عنه من رمى أو حلالا سن له أن يناوله الحصى ويكبر كذلك إن أمكنه وإلا تناولها النائب وكبر بنفسه نهاية ومغني. (قوله: لكن إن رمى عن نفسه إلخ) ظاهره حتى الحاضر، وإن استنيب في الماضي كأن استنيب في اليوم الثاني في رمي الأول وعليه رمي الثاني فلا يصح الرمي عن المستنيب حتى يرمي اليوم الحاضر عن نفسه، وهو متجه فليراجع سم. (قوله: في المتن استناب) لو استناب قبل الوقت فينبغي الجواز ما لم يقيد إذنه بالرمي قبل الوقت كما في نظائره كالإذن قبل الوقت في طلب الماء وإذن المحرم في تزويجه. (قوله: فيما يظهر) اعتمده م ر. [¹]
عبارة مغني المحتاج: لكن لا يجوز تقديم رمي كل يوم على زوال شمسه كما مر. ويجب الترتيب بينه وبين رمي يوم التدارك بعد الزوال، فإن خالف وقع عن المتروك. فلو رمى إلى كل جمرة أربع عشرة سبعا عن أمسه وسبعا عن يومه لم يجزه عن يومه، ويؤخذ من ذلك أن النائب لا بد أن يرمي عن نفسه الجمرات الثلاث قبل أن يرمي عن منيبه وهو ظاهر، ولم أر من ذكره. [²]

[¹] См.: Тухфат аль-мухтадж (с Хашия аш-Ширвани), т. 4, с. 135.
[²] См.: Мугни аль-мухтадж, т. 2, с. 278.

Отдел фетв Муфтията РД

Телеграм: t.me/fatawadag
Вк: https://vk.com/public173383186
Ватсап: https://wa.me/79898883527

​Ислам в Дагестане 

Read More