Сподвижники Посланника Аллаха ﷺ подали нам замечательные примеры героизма, мужества и отваги в сражениях за Ислам и во всех сферах жизни. Одним из таких героев был благородный сподвижник, которого, бесспорно, можно считать примером мужества, он командовал войсками мусульман во многих сражениях.
Этого сподвижника прозвали Аль-Миркал, что означает быстрый, потому что на поле битвы он сражался храбро и двигался очень быстро. В жизни он был очень праведным и аскетичным человеком и не гонялся за мирскими благами.
Хашим ибн ‘Утба (да будет доволен им Аллах) был братом известного сподвижника Мус‘аба ибн Умайра по матери. Некоторые считают его одним из великих последователей (табиинов), но большинство учёных относят его к сподвижникам Пророка ﷺ, учитывая, что он проживал во времена Пророка ﷺ.
Имам ат-Табари и имам Ибн Касир в своих трудах приводят удивительную историю об этом храбром сподвижнике.
В сражении с персами против мусульман вышел огромный отряд царя Хосрова, который прозывался Бураном. Воины этого отряда поклялись, что царство Персии не падёт, пока они живы. Они привели с собой свирепого льва по кличке Аль-Мукаррит, чтобы запугать мусульман во время сражения. Этот лев был выдрессирован сражаться и обучен разрывать солдат противника. Впервые персы выпустили его против мусульман в сражении в местности Сабата.
Появление льва на поле боя вызвало ужас в рядах мусульман, но тут вперёд вышел Хашим ибн ‘Утба, бесстрашный сподвижник с храбрым сердцем, уверенный в помощи от Всевышнего Аллаха. Он набросился на льва и сражался с ним, пока не убил его несколькими ударами ножа, вызвав изумление у персидских солдат.
Поначалу персы были потрясены, но им удалось выстоять и отразить атаку. Тогда Хашим ибн ‘Утба опять вышел вперёд и повёл за собой мусульман в атаку.
Армия мусульман продолжала сражаться, пока последнее подразделение Бурана не было повержено. Персы, которые были уверены, что никто не сможет их одолеть, были полностью разгромлены.
После победы мусульман над персами командующий мусульманской армией великий сподвижник Са‘д ибн Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах) подошёл к этому храброму воину и поцеловал его в голову, проявляя к нему почтение. Хашим ибн ‘Утба поклонился, поцеловал ноги Са‘ду ибн Абу Ваккасу (да будет доволен им Аллах) и спросил у него: «Как такой великий человек, как ты, поцеловал меня в голову?»
Са‘д ибн Абу Ваккас был дядей Хашима ибн ‘Утбы, но, несмотря на это, он поцеловал своего племянника в голову, благодаря его за убийство страшного льва.
Хафиз Ибн Касир в своей книге «Аль-Бидая ва ан-Нихая» пишет об этом сражении:
«Са‘д ибн Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах) со своей армией дошёл до местности Музлим Сабата. Здесь они нашли многочисленный отряд Хосрова, который они прозвали Бураном. Они каждый день клялись, что царство персов не прекратит своё существование, пока они живы. Вместе с ними был и огромный лев Хосрова по прозвищу Аль-Мукаррит, которого они выставили против мусульман. Племянник Са‘да Хашим ибн ‘Утба вышел и убил этого льва».
Хашим ибн ‘Утба ибн Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах) принял Ислам в день, когда Посланник Аллаха ﷺ завоевал Мекку. После этого он принимал активное участие в распространении Ислама, участвовал во многих сражениях. В знаменитой битве при Ярмуке он потерял глаз, но и это не остановило его.
После битвы при Ярмуке правитель правоверных ‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) отправил Хашима с лошадьми из Ярмука в Ирак на помощь Са‘ду ибн Абу Ваккасу, где тот принял активное участие в битве при Кадисии.
Более того, он сыграл важную роль в завоевании Кадисии мусульманами и внёс в эту победу такой большой вклад, какого не внёс никто другой. Историки пишут, что именно его участие в битве стало решающим для завоевания Кадисии.
Также Хашим ибн ‘Утба считается завоевателем Джалаулы (араб. جلولاء) — города, который находится в северо-восточной части мухафазы Дияла, на левом берегу реки Дияла, на высоте 150 метров над уровнем моря. Город Джалаула расположен на расстоянии 114 километров к северо-востоку от Багдада, столицы Ирака.
В семнадцатом (по другим сведениям, в девятнадцатом) году по хиджре Са‘д ибн Абу Ваккас дал Хашиму войско, вручил ему знамя и отправил в поход на Джалаулу. Сам Са‘д в этом походе не участвовал.
Взятие Джалаулы называли завоеванием завоеваний. Мусульмане в этом походе захватили множество трофеев у Персидской Империи. Общая стоимость трофеев, которыми завладело войско Хашима в этом походе, достигла восемнадцати миллионов динаров.
Хафиз Ибн Касир в своей книге «Аль-Бидая ва ан-Нихая», ссылаясь на Ибн ‘Асакира, пишет следующее:
«Некоторые учёные пишут, что племянник Са‘да ибн Абу Ваккаса Хашим бин ‘Утба ибн Абу Ваккас пришёл к нему и сказал ему: “О дядя, здесь сто тысяч мечей, и они видят, что ты достойнее всех для этого дела (это было время конфликта между сахабами)”. Он ответил: “Мне нужен один меч из этих ста тысяч — тот, который, если я ударю им верующего, ничего не сделает, а если я ударю им неверующего, будет сечь”».
Хашим был одним из командиров повелителя правоверных ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) в битве при Сиффине. В ней он и погиб. ‘Али ибн Абу Талиб горько оплакивал его смерть и кончину ‘Аммара ибн Ясира и похоронил их рядом друг с другом в том месте, где они погибли.
Могилы этих двух великих сахабов (да будет доволен ими обоими Аллах) сегодня расположены в области Ар-Рикка современной Сирии.
Хашим ибн ‘Утба (да будет доволен им Аллах) передал от Пророка ﷺ хадис, в котором сообщается, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
يَظْهَرُ الْمُسْلِمُونَ عَلَى جَزِيرَةِ الْعَرَبِ، وَيَظْهَرُ الْمُسْلِمُونَ عَلَى فَارِسَ، وَيَظْهَرُ الْمُسْلِمُونَ عَلَى الرُّومِ، وَيَظْهَرُ الْمُسْلِمُونَ عَلَى الْأَعْوَرِ الدَّجَّالِ
«Мусульмане завоюют Аравийский полуостров. Мусульмане победят Персию. Мусульмане победят Византию. Мусульмане также победят выдающегося одноглазого Даджжаля». (Хаким, «Аль-Мустадрак ‘аля ас-Сахихайн», 5690)
Мухаммад Султанов
Ислам в Дагестане