Исламские новости

Нежелательное действие в намазе, о котором многие даже не задумываются

В первых двух ракаатах любого намаза после суры Аль-Фатиха желательно читать дополнительные суры из Корана. Это настоятельная сунна Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), за которую верующий получает большую награду.

Как утверждают учёные шафиитского мазхаба, нет желательности читать эти дополнительные суры в третьем и в четвёртом ракаатах. Однако, если молящийся не успел прочитать суры в первом и во втором ракаатах или пропустил их, ему желательно прочитать их в третьем и в четвёртом ракаатах, чтобы возместить их отсутствие в начале намаза.

Когда же намаз совершается коллективно (в джамаате) и имам при этом читает вслух суру Аль-Фатиха и суру Корана после неё, маъмуму (человеку, совершающему намаз за имамом) следует слушать его, не читая суру, если он слышит чтение имама.

Если же маъмум не слышит имама, то он может сам прочитать эти суры, как это делается в намазах, где сура Аль-Фатиха и дополнительные суры читаются про себя. В таких случаях суру читают и имам, и маъмум.

Если после суры Аль-Фатиха молящийся в качестве дополнительной суры прочитает хотя бы один аят из Корана, считается, что он исполнил этот суннат, но только если этот аят содержит законченную мысль.

Можно даже читать в качестве этого аята басмалу, без намерения считать его первым аятом суры Аль-Фатиха, но для достижения совершенства в чтении дополнительных сур после Аль-Фатихи рекомендуется прочитать минимум три аята.

Однако чтение целой суры Корана, какой бы маленькой она ни была, предпочтительнее чтения трёх аятов из большой суры, даже если эти аяты равны по объёму суре или больше неё по объёму.

Стоит отметить, что предпочтительнее читать в качестве дополнительной суры после Аль-Фатихи определённую часть суры (несколько аятов), желательность чтения которой в том или ином намазе передаётся от Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), чем читать целую суру, желательность чтения которой не передана от Пророка (мир ему и благословение Всевышнего).

Можно ли во втором ракаате намаза после суры Аль-Фатиха читать дополнительную суру, если она длиннее, чем в первом ракаате?

В сунне Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) указывается на то, что дополнительная сура, читаемая после Аль-Фатихи в первом ракаате, должна быть длиннее, чем дополнительная сура, читаемая во втором ракаате.

От Абу Катады (да будет доволен им Аллах) передаётся:

أَنَّ النَّبِىَّ  صلى الله عليه وسلم  كَانَ يَقْرَأُ بِأُمِّ الْكِتَابِ وَسُورَةٍ مَعَهَا فِى الرَّكْعَتَيْنِ الأُولَيَيْنِ مِنْ صَلاَةِ الظُّهْرِ وَصَلاَةِ الْعَصْرِ ، وَيُسْمِعُنَا الآيَةَ أَحْيَانًا ، وَكَانَ يُطِيلُ فِى الرَّكْعَةِ الأُولَى

«При совершении первых двух ракаатов полуденного (зухр) и послеполуденного (‘аср) намазов Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) обычно читал “Мать Писания” (суру Аль-Фатиха) и одну дополнительную суру, читая аяты так, что его слова были слышны нам. И он дольше читал Коран (в качестве дополнительной суры) в первом ракаате, чем во втором». (Бухари, 778; Муслим, 451)

В той версии этого хадиса, которую приводит только Муслим, сообщается:

وَكَانَ يُطَوِّلُ الرَّكْعَةَ الْأُولَى مِنَ الظُّهْرِ وَيُقَصِّرُ الثَّانِيَةَ وَكَذَلِكَ فِي الصُّبْحِ

«Во время первого ракаата полуденного намаза Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) удлинял чтение Корана (в качестве дополнительной суры), а во время второго — укорачивал, и то же самое он делал во время утреннего намаза». (Муслим, 451)

Авторитетный учёный шафиитского мазхаба имам Аль-Хатиб аш-Ширбини в своей книге «Аль-Икна‘ фи хилли альфази Аби Шуджа‘» пишет следующее:

«Молящему, которому желательно читать дополнительную суру после Аль-Фатихи, рекомендуется в первом ракаате читать более длинную суру, чем во втором ракаате, чтобы следовать примеру Пророка (мир ему и благословение Всевышнего).

Однако, если от Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) передаётся текст, который содержит указание читать более длинную суру во втором ракаате, необходимо следовать этому указанию, как это бывает, когда маъмумы не успевают за имамом в случае нехватки места для полноценного совершения намаза.

В таком случае имаму желательно удлинить чтение дополнительной суры после Аль-Фатихи во втором ракаате, чтобы маъмумы, которые в тесноте ждали возможности совершить суджуд (земной поклон), успели догнать его».

На важность чтения более длинной дополнительной суры в первом ракаате указывает тот факт, что даже если в первом ракаате молящийся прочитал Аль-Ихляс в качестве дополнительной суры, то во втором ему желательно читать следующую по порядку суру, то есть Аль-Фаляк (Кул а’узу), которая является более длинной.

Однако, чтобы придерживаться этой сунны (сура, читаемая во втором ракаате, не должна быть длиннее суры, которую прочитали в первом), предпочтительнее прочесть часть суры Аль-Фаляк, которая будет меньше суры Аль-Ихляс по объёму.

Сулейман аль-Буджайрими в своих субкомментариях к книге имама Аль-Хатиба аш-Ширбини «Аль-Икна‘ фи хилли альфази Аби Шуджа‘» пишет следующее:

«Желательно читать дополнительные суры после Аль-Фатихи в том порядке, в каком они записаны в Священном Коране. Так, если молящийся в первом ракаате прочитал Аль-Ихляс, то во втором ему следует прочитать только часть суры Аль-Фаляк, которая будет меньше по объёму. Таким образом, он сохраняет последовательность и удлиняет суру в первом ракаате по сравнению со второй».

Если же молящийся допустил ошибку в очерёдности чтения дополнительных сур после Аль-Фатихи или прочитал во втором ракаате более длинную суру, чем в первом, то его намаз не нарушается, но он упускает важную сунну, и это считается нежелательным.

Чтобы правильно выполнить эту сунну, необходимо знать последовательность и объём аятов и сур Корана, проявить старание, чтобы избежать макруха в намазе. Также следует сосредоточиться на смиренном совершении намаза — с искренностью и с присутствием сердца, отклоняя все посторонние мысли.

Становясь на намаз, перед тем как вступить в молитву, верующий должен очистить своё сердце и мысли от всех мирских забот. Поэтому, как только верующий зайдёт во двор мечети или встанет дома на молитвенный коврик, ему необходимо привести себя в состояние готовности к намазу.

Муслим Абдулаев

​Ислам в Дагестане 

Read More