Исламские новости

Тонкие (а иногда и не очень) игры с Исламом

Этноконфессиональная толерантность: состояние, проблемы и перспективы

Каждая эпоха выносит в центр внимания и общественного интереса свои актуальные вопросы и проблемы. Сегодня в нашей стране в целом и в Дагестане, в частности, особо актуальны вопросы веротерпимости, духовности, стремления к миру и добрососедству.

Россия уникальна своими особенностями и переплетением множества культур, так как в ней проживает поистине огромное число народов. Наши народы всегда славились взаимопониманием, взаимопомощью и умением вести диалог.

И сегодня очень важно сохранить и передать будущим поколениям сложившиеся у нас веротерпимые, уважительные и добрососедские отношения между народами, не допустить угрозы миру и стабильности в обществе.

Межконфессиональный и межэтнический конфликт — излюбленный элемент разжигания войн, который используется для достижения политических целей.

Формирование исламского фактора как орудия войны против России (тогда — Советского Союза) относится приблизительно к середине 70-х годов ХХ в. и является продуктом деятельности западных, прежде всего американских, спецслужб.

Здесь американцы подхватили эстафету от британцев, поскольку манипулирование этноконфессиональным фактором, создание всякого рода суррогатных движений на почве Ислама, вообще достаточно тонкие (а иногда и не очень) игры с Исламом — давняя британская традиция, насчитывающая не одну сотню лет.

Сегодня архиважной задачей для нас является не допустить развитие событий, угрожающих нашей общности и целостности, и сохранить мир.

Очень важно отметить, что Ислам, отличающийся миролюбием, веротерпимостью и полным запретом на любые формы насилия, агрессии и ксенофобии, сохранился в России благодаря суфизму. Учёные-богословы были и остаются здесь фундаментом стабильности и конструктивного межэтнического, межнационального диалога. Их авторитет и праведное слово твёрдо противостоят попыткам навязать народам чуждые экстремистские идеи, идеи, замешанные на попытках извратить Ислам, использовать его в корыстных, агрессивных целях.

Если подойти к толерантности с позиций Ислама, нужно отметить, что он уделяет терпимости очень большое значение. Истинный мусульманиннадёжный представитель всеобщего мира на земле.

Всевышний Аллах повелевает мусульманам в Священном Коране нести людям мир, добро и братскую любовь. Нравственные принципы Ислама не могут быть источником какой-либо формы насилия, ибо Аллах ниспосылал вероучение Ислама, призывая людей стать на путь истины, мира, справедливости.

Основы морали Исламаэто милосердие, щедрость, благонамеренность и уважение к людям, прощение и мир. Аллах повелевает мусульманам в Коране относиться ко всем людям с добром и справедливостью. Мусульмане ответственны за свой моральный облик перед людьми, исповедующими иные религиозные учения.

В Священном Коране есть аят со следующим смыслом:

وَلَا تَسْتَوِي الْحَسَنَةُ وَلَا السَّيِّئَةُ ادْفَعْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ فَإِذَا الَّذِي بَيْنَكَ وَبَيْنَهُ عَدَاوَةٌ كَأَنَّهُ وَلِيٌّ حَمِيمٌ

(смысл): «Не равны совершение добра (то, чем Аллах доволен) и совершение зла (то, что Аллах не любит), они различаются вознаграждением и наличием или отсутствием благого конца. Оттолкни же плохое (ответь на плохие поступки) тем, что лучше: терпением — на гнев; мягкостью — на невежество; прощением — на глупость; и тогда тот, с кем у тебя была вражда, станет для тебя ближайшим другом, который искренне расположен к тебе и проявляет симпатию». («Сафват ат-тафасир», сура Фуссилят, 41:34)

Кровопролитие, убийство невинных людей, разжигание войн и конфликтов — величайший грех, проклинаемый Всевышним Аллахом. Величайшая ценность человеческой жизни и уважение к инакомыслию, упомянутые в Священном Коране, почитались на протяжении всей истории существования Ислама, начиная со времён Пророка ﷺ.

Пророк Мухаммад ﷺ всеми силами оберегал жизни невинных мирных людей, он никогда не начинал войны без необходимости защиты своего народа от агрессии и нападений.

Если же оборонительная война была неизбежна, то войскам направлялся строжайший приказ не наносить ни малейшего вреда мирным жителям и невинным людям, ни в коем случае не разграблять их жилища, не рубить деревья, чтить святые места, христианские храмы и иудейские синагоги.

Народы, изгнанные во времена мрачного средневековья из Европы, находили тёплый приём и почитание на землях Ислама. Исламрелигия мира и благоденствия, обязанность каждого мусульманина относиться ко всем людям с добром и справедливостью, бороться со злом и несправедливостью.

В последнее время в сводках мировых новостей и в СМИ появился термин под абсолютно вымышленным названием — «исламский терроризм». Вероучение Ислама и понятие террора абсолютно не совместимы.

Самое страшное — когда террористы вершат свои зверства и дикости, прикрываясь именем Бога, оскверняя тем самым понятие веры в глазах многих людей. Нелюди, совершающие эти зверства, не могут быть ни мусульманами, ни христианами, ни иудеями.

В божественной вере нет и не может быть террора. То, что делают террористы, нельзя связывать с Исламом и нельзя называть «исламским терроризмом». Это оскорбляет чувства миллионов мусульман. Мусульманинчеловек, каждое деяние которого очерчено линией мира, безопасности и благонадёжности.

Как известно, заставить человека быть терпимым, миролюбивым невозможно. Одним днём достичь высокого уровня терпимости тоже невозможно, её нужно воспитывать с самого детства.

Говоря о воспитании, необходимо затронуть в первую очередь роль родителей и педагогов. Им надлежит дать детям с раннего детства ориентиры на миролюбие, понятие чести, достоинства, совести, любви к родине и т. д.

И здесь надо сказать, что такие ориентиры по милости Всевышнего нам даны много веков назад — это Ислам, все необходимые наставления записаны в Священном Коране и переданы в хадисах Пророка ﷺ.

Каноны исламаэто великолепная, совершенная программа по воспитанию души. И эту программу надо проводить в жизнь с первых минут появления человека на свет. В педагогике есть выражение: «В воспитании нет каникул».

Кстати, педагоги не раз в своей практике сталкивались с тем, что национальную, и конфессиональную окраску обычным детским конфликтам, возникающим на почве учебного процесса или личных взаимоотношений, придавали не дети, а взрослые, прежде всего — их родители.

Вот тут-то и возникает вопрос: в какой мере реальное поведение подростков, испытывающих на себе прессинг взрослых, отягощённых грузом нетерпимости, будет толерантным?

В течение последних десятилетий мы наблюдаем влияние множества различных факторов, заведомо вредных, на душевное и психическое здоровья людей, особенно детей.

Это нарушение нравственных норм и запретов в масс-медиа, Интернете, телевидении, рекламе, средствах массовой коммуникации, компьютерных играх, это манипулятивное воздействие медиа, «гедонистический проект», включающий широкое предложение алкоголя, наркотиков, разврата, это изменение ценностных установок, отношение к родине, семье, традициям, к труду и т. п.

Из всего перечисленного вытекает необходимость поиска путей достижения стабильности в обществе, прочного этноконфессионального мира. Сложившиеся многовековые исламские традиции, сосуществование разных наций, межнациональные браки, межконфессиональный диалог и взаимодействие между конфессиями и многие другие факторы формируют в обществе мирные и добрососедские отношения в духе веротерпимости и толерантности. И, конечно, очень важна просветительская и профилактическая деятельность на системной основе.

Просветительская и воспитательная работа в образовательных учреждениях, учебные программы, например, «основы мировых религий», «история мировых религий», уроки нравственности и патриотизма, «основы толерантного взаимодействия», рассчитанные на учащихся всех возрастов. Её реализация могла бы внести ощутимый вклад как в формирование восприятия веротерпимости как непреходящей ценности современного общества, так и в освобождение сознания учащихся от многих ошибочных стереотипов, связанных с расовыми, национальными, классово-сословными и иными предрассудками.

Мухаммад Алимчулов

​Ислам в Дагестане 

Read More